Блокадное чудо: бензопровод через Ладожское озеро
К идее прокладки трубопровода через Ладожское озеро, как единственному в условиях осады Ленинграда варианту доставки нефтепродуктов, одновременно склонялись в службе тыла Ленинградского фронта, Управлении снабжения горючим (УСГ) Красной Армии и в Главнефтеснабе при Совнаркоме СССР.
В соответствии с проектом трасса трубопровода должна была пересечь Шлиссельбургскую губу недалеко от ледовой переправы, которая в конце апреля 1941 года была выведена из строя. Протяженность магистрали высокого давления диаметром 100 мм составила 30 км, в том числе 8,5 км — по суше на обоих берегах и 21,5 км — по дну Ладоги, на глубинах от 1 до 12,5 м. Впоследствии линейная длина «артерии жизни» увеличилась до 34 километров, а подводная часть удлинилась до 26 км.