Вспоминает Александра Андреева (Чернова), Санкт-Петербург
Мне было 4 года, когда началась война. Жили с мамой и сестрой в Дачном поселке Ленинграда. Немцы были близко к городу и нас переселили (эвакуировали) в центр города на ул. Красную (Галерную), дом №19, где мы прожили в коммунальной квартире всю блокаду.
На первом этаже жила старушка, которая меня чуть не съела, схватила за руку и потащила к себе домой. Я закричала и меня спасла старшая сестра Тамара, которая была на 4 года старше.
Весной 1942 года я с сестрой вышла погулять под арку дома. Навстречу нам бежал матрос. Услышав свист летящего снаряда, он успел швырнуть нас в подвал, и тем самым спас, а сам погиб от разорвавшейся вблизи бомбы.
За водой ходили на Неву, набрав ее в проруби, несли домой. Здесь же стоял крейсер Киров, который защищал огнем своих орудий город от самолетов. От орудийного грохота убегали в прихожую, а бабушка пряталась под столом. Было очень страшно.
В комнате был старинный камин, который мы топили нашей мебелью.
Все время хотела, есть. Постоянно будила маму, чтобы она не прозевала очередь за хлебом. Я ходила в детский сад, потом отправили в санаторий, так как очень была худая. Вот так мы и прожили в городе всю блокаду. Спасибо маме, тем кто работал и защищал город, что мы выжили.