«А музы не молчали»: История создания петербургского музея блокады, часть 2

Редакция проекта «Помни Блокаду» продолжает рассказ об истории создания музея военной истории Санкт-Петербурга с удивительным названием «А музы не молчали». С первой частью рассказа руководителя народного школьного музея Ольги Герасимовны Прутт и музейного педагога Оксаны Сергеевны Ионовой можно ознакомиться по ссылке

Искусство в блокадном городе 

 

Изначально музей «А музы не молчали…» создавался, как детский, но оказался востребованным всеми слоями общества. Руководство района и жители города  многократно поддерживали  его в трудные минуты.

В 1975-76 гг. во дворе школы было построено  двухэтажное  музейное здание, связанное со школой  длинным застекленным  переходом. И началась новая жизнь музея, в котором уже было четыре зала, и экспозицию создавали  не учителя и ученики  школы, а художники городского оформительского комбината под руководством  архитектора  Софьи Исааковны Дубовской.  

Надо особо отметить Дубовскую, которая первая осмыслила и оформила экспозицию музея, как подробный предметный рассказ о трагических судьбах художественной интеллигенции Ленинграда. Мастера искусства блокадного города стали считать музей «А музы не молчали…» своим вторым домом.

Подаренные ими редчайшие  документы, художественные произведения и предметы быта  легли в основу коллекции, в которой почти нет анонимных предметов. За каждым  экспонатом стоит человек со своей неповторимой судьбой, побуждающей размышлять о смысле жизни, и это делает экспозицию более убедительной.

....Мне это время по плечу,-

Не думай, что изнемогаю.

За битвой с песнею лечу

И в ногу с голодом шагаю.

И если надо выбирать

Судьбу, - не обольщусь другою.

Утешусь гордою мечтою

За этот город умирать!-

 

 писала  Н.Крандиевская сыну в Ташкент из блокированного  Ленинграда. 

«А музы не молчали…» - музей интеллигенции, которая бескорыстно служила культуре. Неважно, что многие слушатели блокадных концертов не имели отношения к творческим профессиям, именно ими искусство было востребовано и для них создавалось.

Что хранится в музее

 

Среди экспонатов - музыкальные инструменты и театральные костюмы, картины и эскизы художников, агитационные и сатирические плакаты, афиши концертных программ и спектаклей, в том числе и рукописные, каталоги выставок, театральные  и пригласительные билеты.

Выделяются документы знаменитых композиторов: Д.Шостаковича, В. Соловьева-Седого; картины и рисунки известных художников: Б. Пророкова, С. Бойма,  В. Гальбы, Б. Пильщикова;  сатирические и агитационные плакаты«Балтийского прожектора», редкие блокадные издания - журналы «Ленинград» и «Звезда», листовки, книги  и многое другое.

Надо отметить, что музей хранит более 2000 книг. В зале литературы выставлены личные вещи, рукописи и  документы писателей, в частности, стол и автографы О.Берггольц, корешки ее хлебных карточек за декабрь 1941 г.; «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина с отзывом Гранина о музее «А музы не молчали…»: «Музею настоящей блокады  - книга о настоящей блокаде», его печатная машинка и многое другое. В зале артистов фронтовых бригад - костюмы, народные  музыкальные инструменты, гармонь, баяны,  бубны, гусли и белорусские цимбалы,  с которыми прошли всю войну братья Лепянские.

Нам кажется, что семь тысяч  экспонатов, тщательно отобранные и  представленные  в залах музея,  дают  представление  о духовной  жизни ленинградцев в  условиях города-фронта. На передовых позициях и в воинских частях, при нехватке специалистов и  всего необходимого для работы, под бомбежками и обстрелами, в  ледяных квартирах, во мраке, а самое главное - без  еды.

«Когда, - как писал в воспоминаниях о блокаде  Д.С. Лихачев, -  разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели «хорошие». Совершались чудеса…Человеческий мозг умирал последним… Когда переставали действовать руки, ноги, пальцы не застегивали пуговицы… мозг продолжал работать. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренне, «от души» мыслили, проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению, не поддаваясь судьбе и тщеславию…».

Симфония победы 

 

На подиуме в зале Седьмой симфонии Д.Шостаковича, которую автор посвятил родному городу («Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду - я посвящаю седьмую симфонию») представлены концертный фрак и дирижерская палочка Элиасберга, афиша первого исполнения симфонии, рукописные ноты, музыкальные инструменты исполнителей и их личные вещи, стулья и нотный пульт из Большого зала филармонии.

Музей собрал уникальные материалы о симфонии и представляет их в полном  объеме. Это фотографии и жизнеописания всех музыкантов-исполнителей, библиотекарей и переписчиков нот, мастеров по ремонту музыкальных инструментов, работников зала, участвовавших в подготовке концерта.

Учителя и ученики разыскали легендарного летчика В. Литвинова и членов его экипажа, доставивших в июле симфонию в Ленинград, а также  артиллеристов 14-го полка 42-ой армии, защищавших небо Ленинграда от фашистского обстрела в часы премьеры Седьмой. До сих пор уточняются судьбы, имена, факты, собираются дневники и воспоминания исполнителей. 

9 августа 1942 года - день премьеры симфонии в осажденном Ленинграде − навсегда вошел в историю как «День победы среди войны».

Симфония транслировалась по всему городу и даже в немецкие окопы. Шел 345 день блокады. До Победы оставалось еще мучительно долго, но эта музыка объединила горожан, страну, государства – всю планету. И сегодня во многих странах мира знают о блокаде Ленинграда лишь по Седьмой симфонии Шостаковича.

Задуманная еще до начала блокады, 19 июля 1941 года, под вой сирен  и грохот снарядов, написанная на три четверти в блокадном городе и законченная 27 декабря в эвакуации в Куйбышеве, симфония, быть может, стала самым известным музыкальным произведением времени Второй мировой войны.

Вот неполная география премьер симфонии в военные годы: Самара, Москва, Новосибирск, Ташкент, Саратов, Белебей, Лондон, Ливерпуль, Глазго, Нью-Йорк, Бостон, Мехико, Париж, Рим, Берлин. Особая история - это исполнение симфонии в самом блокированном Ленинграде.

Симфонический оркестр Радио потерял к январю 1942 года от голода и обстрелов 27 человек, почти одну треть своего состава. Оркестр не функционировал, а оставшиеся в живых 16 музыкантов жили на казарменном положении. В помещении - пронизывающий холод, голодные, слабеющие, умирающие музыканты.

Единственный дирижер оркестра Карл Элиасберг находился в это время в стационаре для ослабевших деятелей культуры и от слабости не мог ходить. В марте по радио прозвучало объявление о наборе оставшихся в городе  музыкантов в  новый коллектив оркестра. На первые репетиции в Дом радио некоторых артистов и самого Элиасберга привозили на саночках, дирижировать он мог только сидя, но уже 5 апреля состоялся первый концерт - всего через неделю после начала репетиций.

Но и новый оркестр не дошел до премьеры симфонии в своем первозданном виде – некоторые исполнители не дожили,  другие же были эвакуированы или призваны на фронт. Со 2 июля, момента привоза рукописи симфонии в Ленинград, до  ее героического исполнения  прошло немногим больше месяца. Была проделана труднейшая работа: музыкантов немного подкормили, нотные партии переписали, инструменты привели в порядок, оркестр увеличили почти в 2 раза за счет музыкантов, отозванных с фронта. И все это в кратчайшие сроки в ситуации блокированного города!

Имя Дмитрия Шостаковича, которое присвоено школе в 1996 году, объединяет весь музей. В залах  представлены  документы его близких, учеников и учителей, современников.

Герои творческого фронта              

 

Экспозиция музея была использована при создании нескольких документальных и художественных фильмов, в частности,  об Ольге Берггольц.

Среди них фильм режиссера Людмилы Шахт «Ленинградка», за создание которого автор получила литературную премию Бориса Корнилова. Художественная картина «Мы смерти смотрели в лицо» режиссера Н. Бирмана, с артистом О. Далем в роли фронтового балетмейстера А. Е. Обранта, была создана по повести Ю.Яковлева  «Балерина политотдела», написанной после общения писателя с участниками ансамбля Обранта в музее. 

Балетмейстер Аркадий Обрант родился в Гомеле, учился танцу в Ленинграде, во время войны - был батальонным командиром. Был командирован в марте 1942 года в осажденный Ленинград, чтобы найти артистов и создать при агитвзводе 55-й армии танцевальную группу.

Ему удалось убедить начальство, что никого лучше его довоенных учеников, 15-летних мальчиков и девочек из кружка Дворца пионеров, им не найти. Несмотря на все усилия, Обранту удалось разыскать лишь пятерых ребят. 25 марта слабенькие, голодные, перенесшие дистрофию ребятишки пустились в путь в село Рыбацкое, где находился штаб армии.

Гена Кореневский, Нелли Раудсепп, Вера Лудинова и Феликс Морель шли сами, а  еле живого Валю Клеймана  все вместе тащили на листе фанеры по снегу. Но уже через пять дней ребята совершили чудо: они исполняли перед солдатами знаменитую «Тачанку», открыв этим свой путь в легенду.

В репертуар обрантовцев, так стали называть учеников А. Е. Обранта, входили танцы народов СССР, которые они исполняли прямо на фронтовой территории, в воинских частях и госпиталях, на платформах поездов и в землянках. Участники ансамбля были награждены орденом «Красной звезды» и медалью «За боевые заслуги», некоторые их танцы запечатлены в фильме «Небесный тихоход».

Московская писательница Тамара Сталева, большой друг музея, собрав воспоминания известнейших деятелей культуры, бывшими детьми в блокаду, выпустила  сборник документально-художественных  очерков с удивительным названием: «Блокадных детей просветленные лица». Эта книга о детях блокады, которые вопреки обстоятельствам, читали книги, сочиняли стихи и музыку, рисовали, вышивали, выступали с концертами перед ранеными. Они выжили, потому что им помогали взрослые, и они  могли занимать себя  любимым делом. Герои книги передали свои документы и материалы  в наш музей, так у нас  появилась экспозиция, посвященная детям блокады и их матерям. 

Пространство этого зала наполнено мемориальными вещами,  предметами детского творчества и быта,  связанными с учебной и игровой деятельностью. Парта, школьная доска, письменный стол с трогательными принадлежностями (чернильницы и перьевые ручки, первый портфельчик и меховая муфточка, валенки и шапочка), тетрадки и учебники, краски и мольберты с одной стороны, – и детские игрушки (купленные и самодельные, ставшие для многих талисманами); вышивки и кружева; нитки, иголки, крючки и спицы; распашонки и чепчики; ёлка со старинными игрушками; коньки-снегурки; лото, шашки и шахматы, настольный бильярд, фотографии и еще многое другое.

Музей сегодня 

 

В течение всех 50 лет в музее с увлечением  работают школьники разных возрастов. У музея есть свой гимн, созданный разными поколениями музейщиков. 

В 1983 году музей получил звание «народного», неоднократно был лауреатом Всероссийских и городского конкурсов школьных музеев (в 2000, 2005, 2010 гг.), лауреатом Золотой Книги Санкт- Петербурга (2008г), дипломантом и  призером Всероссийского конкурса «Александр Невский» (в 2012, 2013 гг). 

Теперь в коллекции музея более 22 тысяч предметов и документов. Он  ежедневно открыт для  жителей и школьников города и его гостей. В год музей посещают 5000–7000 человек, проводится около 600 экскурсий. Такая  постоянная  многообразная деятельность  оказалась  возможной благодаря преемственности, существующей среди руководителей музея. 

С 2013 года музей является ассоциированным членом Союза музеев России.   

О. Г. Прутт, руководитель народного  школьного музея «А музы не молчали…»  с 1986 года, О. С. Ионова, музейный педагог с 2010 года. Источник фотографии - официальная группа Народного музея в социальных сетях.