«А музы не молчали»: Сага об истории петербургского музея Блокады

В  живописном уголке старого Санкт-Петербурга, рядом с Мариинским театром и Консерваторией, недалеко от Новой Голландии и последней квартиры А. Блока находится школа №235 им. Д. Д. Шостаковича и музей с необычным названием - «А музы не молчали..».

Руководитель народного школьного музея Ольга Герасимовна Прутт и музейный педагог Оксана Сергеевна Ионова поделились уникальным рассказом о том, как создавался музей истории героического ленинградского сопротивления времен Блокады. 

Музей детскими руками 

 

Мысль о создании музея, связанного с  историей блокадного города, появилась  у ребят-школьников  не случайно. К 1968 г. в школе уже были  свой театр, хор и  музей «Старая Коломна», созданный старшеклассниками, победителями  городского радиоконкурса «Мы - за прекрасное».

В 1963-65 годах Ленинградское радио объявило среди школ города конкурс на подготовку передач, посвященных искусству.

Передачи делали сами старшеклассники  под руководством художественного руководителя конкурса, блокадной журналистки Н. Паперной. Она-то и научила ребят интересоваться  историей улиц, домов и людьми, жившими там когда-то. Мне посчастливилось быть одной из  пяти участниц этих событий.

Передача «Прошлое и настоящее Октябрьского района» рассказывала о Старой петербургской Коломне (прим. так назывался один из старейших районов города, где тогда располагалась школа, на проспекте Маклина, послереволюционное название аристократического Английского проспекта).

Весной 1964 года участники передачи вместе со своим  руководителем, учительницей английского языка  Е. С. Сидельковской, создали в школе клуб «Мы - за прекрасное» и инициировали открытие  музея «Старая Коломна» на пятом этаже  старинного здания школы (впоследствии выяснилось, что  там в 1915 г. жил Григорий Распутин).

Действие музея разыгрывалось в пространстве Театральной площади, Мариинского театра, в доме  Пиковой дамы, на углу улиц Гороховой и Большой Морской; на пересечении улиц Офицерской (ныне Декабристов) и патриархальной тогда реки Пряжки, где жил А. Блок; в квартирах  артисток С. Преображенской  и Л. Дельмас-Андреевой и даже в тюрьме Литовского замка.

Вспоминались давно забытые  городские события 19-го и начала 20 веков. Рассказывали об архитекторах, композиторах, писателях, артистах и ученых, живших в этом районе. Героями детского музея  были  композитор П.И. Чайковский  и физиолог П.Ф.Лесгафт, легендарная драматическая  актриса В. Ф. Комиссаржевская и ее театр на Офицерской улице.

Ожили в историческом зале музея и многие литературные герои: пушкинский Герман и графиня Голицына, старуха-процентщица и Сонечка Мармеладова.  Для  учащихся и педагогов все было внове. 

Нужно сказать, что тогда в Ленинграде не было еще музеев Ф. М. Достоевского,  А. А.  Блока, А. А. Ахматовой, а в школах даже  не изучали произведения этих писателей. Не было в школьной программе и такого предмета, как «История и культура Санкт - Петербурга».

Музей «Старая Коломна», сделанный руками самих учащихся, ребята полюбили, проводили  там экскурсии, встречи и  добавляли все новые и новые находки. После переезда школы на набережную Пряжки, в здание бывшей школы №258, в которой уже не было роскошного старинного зала, высоких потолков и теней прошлого, музей «Старая Коломна» разместили в небольшой одноэтажной дворовой пристройке, где разместился клуб школы.

Героическая память народа 

 

После «ленинградского дела» в официальных кругах блокаду Ленинграда долго не вспоминали. Она жила только в памяти самих участников событий и тех горожан, кому блокадники из уст в уста передавали  свои воспоминания.

Лишь через 19 лет после войны, к 20-летию снятия блокады, в стране публично заговорили о  Героической обороне Ленинграда.  К этой дате была открыта блокадная экспозиция в музее истории города и Мемориал на Пискаревском кладбище (1964 г).

В последующие годы и образовательным учреждениям  предложили создавать  военно-исторические музеи  и залы боевой славы. Вот  тогда  учителя и ученики нашей  школы, которые дорожили своим старым музеем и не хотели переставать изучать город, решили заняться историей блокады. 

Известные артисты С. Преображенская, Л. Дельмас-Андреева, писательница О. Матюшина, композиторы Калафати,  Б.Асафьев, художник А.Остроумова-Лебедева и многие другие были героями нашего  музея  «Старая Коломна», но они же жили и работали  в  блокаду!

Мы приступили к  изучению истории родного города под другим углом, военным, и наша жизнь наполнилась новыми смыслами. В 90-х годах, после того, как опять переименовали Ленинград в Санкт-Петербург,  Великий князь Николай Романов как-то сказал, что мы не можем думать о Петербурге, не думая о Ленинграде и блокаде, и в Европе понимают, что существование сегодняшнего Петербурга стало возможным только потому, что выстоял Ленинград.

Спросишь: откуда такой 

Каменно- твердый покой?

Что же нас так закалило?

Знаю. Об этом молчу.

Встали плечом мы к плечу-

Вот он покой наш и сила, 

- так писала в 1942 году блокадный  поэт Наталья Крандиевская -Толстая.

C мира по экспонату 

 

Покажется невероятным,  но в 60-ые гг.  культура  и искусство блокированного города  для большинства людей были как terra incognita.

Нужно было начинать с самого начала, восстанавливать списки участников фронтовых бригад, артистов театров и  оркестров, членов союзов деятелей культуры блокадного города.

Школьники-собиратели с необыкновенной  интересом и  энергией, присущей  неофитам, стали разыскивать и добывать материалы для нового музея, создавать его практически «с чистого листа», получая знания и экспонаты «из первых рук». Генератором  идей, вдохновителем и   первым  руководителем нового музея  был учитель физкультуры Е. А. Линд (1933-2005), сын погибшего на войне директора ленинградского ТЮЗа. 

Но создание музея  - это коллективное, общее дело, поэтому рядом с ним всегда была группа творческих учителей, выпускников школы, учеников и волонтеров. Непосредственным началом поиска документов и моментом зарождения музея стал поход в Невскую Дубровку, на одно из самых опасных мест боев за Ленинград.

Там ребята  узнали о  композиторе Викторе Томилине, погибшем 1 декабря 1941 года в сражении за Невский пятачок. Следопыты нашли его родственников, и самыми первыми экспонатами музея стали привезенная  ребятами земля с Невского пятачка с осколками снарядов, взятая с разных участков плацдарма, документы и рукописи старшего лейтенанта Томилина, полученные из рук его жены и дочери.

[object Object],[object Object],[object Object],[object Object],[object Object],[object Object]

С тех пор появилась школьная традиция – ежегодно ездить в те места.  Группа музейных энтузиастов разрасталась и  стремительно действовала, разными путями находили участников блокадных событий, ездили за экспонатами и  бережно, как драгоценность, приносили в школу.

Вместе с учителями и волонтерами ребята записывали рассказы блокадников, готовили маленькие временные  экспозиции и  собственные экскурсии. Артист Театра музыкальной комедии Анатолий Королькевич, подарил школьникам  свои блокадные дневники и награды и предложил необычное название музею: «А музы не молчали…». Прошли годы, и название прижилось.

Долгожданное открытие 

 

16 марта 1968 года музей был открыт и  получил свой паспорт. Первая экспозиция располагалась в актовом зале и была создана так же, как и старый музей, руками детей и педагогов. 

Участвовали даже директор школы П.М.Макаров и завучи А.А.Беркович и Е.С. Сидельковская. Экскурсоводы с жаром рассказывали  обо всем, что они узнали, пока готовили музей. О том, что зимой 1941-42 гг. в городе не работал транспорт, в домах не было света, воды, почти отсутствовало питание, в день умирали тысячи горожан, но ни на один день в блокаду не прекращалась культурная и научная жизнь.

В самом начале войны из города были эвакуированы академические театры, оркестры, филармония, консерватория, многие музеи и институты. Творческая жизнь города переместилась в театры Музыкальной комедии и Балтийского флота, в библиотеки и союзы творческих деятелей, на радио.

Вопреки всему  этому создавались новые спектакли, музыкальные произведения, писались картины, работала фабрика граммофонных пластинок, концертные бригады выступали на фронтах. Артисты становились своеобразными посланцами, связывавшими горожан и бойцов на передовой. Было создано около 500 фронтовых бригад.

Только одна из них, танцевальный ансамбль Обранта, дала свыше 3 000 концертов. Театр музыкальной комедии -  единственный, который работал все 900 дней, не делая скидок на трудное время и сохраняя довоенные традиции, показал 12 премьер и 4 возобновления.

Миллион триста тысяч зрителей побывали на его спектаклях, артисты же всегда играли в костюмах, меняя их даже на морозе, спектакли шли в декорациях! Осенью 1942 года из остававшихся в городе артистов и сотрудников радио был создан  и до конца  блокады работал  Городской театр (Впоследствии Театр им В.Ф.Комиссажевской стал его преемником).

На сцене этого театра шли оперы Чайковского « Евгений Онегин», «Пиковая дама», бессмертная  «Кармен» Бизе, балеты и драматические спектакли. Театр работал  в пустовавшем помещении театра Комедии,  а затем переехал в свободное помещение Малого оперного театра.

За первое десятилетие работы над новым музеем, к концу 70-х годов, влюбленные в свое дело музейщики сделали невероятное: разыскали участников танцевального ансамбля 55 армии, музыкантов первого блокадного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича, артистов фронтовых бригад и Городского театра, музыкальной комедии и Балтфлота. Следующие поколения продолжали собирать и изучать документы композиторов, писателей, художников; артистов, детей. Всего не перечислить. Сбор документов продолжается  и до наших дней.

 

Продолжение истории о создании удивительного музея «А музы не молчали..», рассказанной его создателями, вы можете прочитать по данной ссылке. Источник фотографий - официальная группа Народного музея в социальных сетях.