Детский взгляд: Встреча школьников с блокадницей Ниной Телеговой

Гостями ветеранов, переживших блокаду, иногда становятся не только взрослые волонтеры, но и юные ребята, подрастающее поколение страны. В прошлом январе ученицы 5 «А» класса школы №51 города Уфы Аня Синдеева и Полина Кузьмина вместе с учителем русского языка и литературы Еленой Исаковой побывали в гостях у уфимской блокадницы Нины Ивановны Телеговой. Их встречу помогла организовать заместитель директора по воспитательной работе школы Елена Александровна Тарасова. 

Нина Ивановна Телегова родилась 11 сентября 1937 года в городе Ленинграде.

Когда маленькой Нине было четыре года, началась самая страшная война в истории человечества. Родители Нины: Иохан Марти (финн по происхождению) и Ольга Филипповна Кемпинен пытались выжить в блокадном городе, через год семью эвакуировали в Красноярский край, Емельяновский район.

Но и год существования в осажденном Ленинграде оставил неизгладимые воспоминания в душе маленькой Нины и ее родителей.

Семья Кемпинен жила в те годы в Парголовском районе, пригороде Ленинграда. Чтобы выжить, рыли бомбоубежища в своих огородах. Рядом с домом был аэродром, на который совершались постоянные налеты, к бомбежкам невозможно было привыкнуть...

Нина Ивановна вспоминает, как при очередной угрозе они с мамой и папой спускались в подвал, брали одеяло и плюшевого мишку и долго разговаривали. Мама говорила: «Гитлер бомбит».

Маленькая Нина робко смотрела на дверь укрытия и представляла, что вот-вот войдет Гитлер и убьет их. Родители успокаивали ребенка рассказами о грибах, которые они пойдут собирать после обстрела.

[object Object]

А еще Нина Ивановна вспоминает рассказы мамы о тяжелых испытаниях, которые пришлось им пережить: работали на предприятии, а после смены полуголодные рыли траншеи. Голод ощущался уже тогда, в первые месяцы блокады. Ели все, что только можно было приготовить.

Нина Ивановна рассказала, как до сих пор видит перед глазами Ладожское озеро – дорогу жизни, которая спасла их. Март, вода покрывала лед, но грузовики ехали и ехали, один за другим, не обращая внимания на провалившиеся машины…

А дальше – долгое путешествие в вагонах-теплушках в далекий Красноярский край, неизвестность и страх.

Когда Нина закончила в эвакуации первый класс, родители приняли решение возвратиться в свой родной город.

Вернувшись, обнаружили свой дом уже занятым. Долгие хождения с документами помогли вернуть единственное жилье. Но радость была недолгой. Будучи по происхождению финном, Иохан Марти (Иван Мартынович по паспорту) вместе с семьей был отправлен за 101-й километр. Приют они нашли на станции Акуловка между Москвой и Ленинградом.

Там и протекала жизнь в послевоенное время Нины Ивановны Кемпинен.

В школе она познакомилась с будущим мужем, с которым дружила с шестого класса. Нина Ивановна и Иван Дмитриевич Телеговы после распределения уехали из Ленинграда в Уфу работать на Уфимский моторный завод (в будущем – УМПО).

У Нины Ивановны и Ивана Дмитриевича двое детей: дочь Елена и сын Константин. Взрослые дети подарили бабушке двух внучек и двоих внуков. Нина Ивановна потеряла мужа, когда ему было всего сорок два года.

Несмотря на все тяготы жизни, страдания и лишения, Нина Ивановна не утратила оптимизма, радушия и жизнелюбия. В свои солидные годы она увлекается вязанием, помогает детям и внукам, кроме того, пишет мемуары, в которых рассказывает историю своей жизни.

Записала кандидат филологических наук,  учитель русского языка и литературы школы №51 Елена Михайловна Исакова.