Вспоминает Вера Тарасова, Королев

Я родилась в декабре 1938 года в городе Кронштадте. Отец – морской офицер, мама – врач, мастер медицинской службы. Отец служил на «Морском охотнике», мама – в кронштадтском морском госпитале. Мама лечила раненых моряков и сдавала кровь – она была донором.В конце 1940 года приехала бабушка.

Когда началась война, Кронштадт обстреливали с двух сторон: с севера – финны, с юга – фашисты. Я еще долго после войны боялась грозы и раскатов грома – они мне напоминали бомбежки.

В самом начале войны из Ленинграда попытались вывезти детсадовцев. Мне тогда было два года. И я попала в первый вагон эшелона, а сестра Алла, которая была тремя годами старше, - в последний. По дороге поезд разбомбили фашисты. Чудом уцелели только первый и последний вагоны… Нас вернули в Ленинград.

Отца и мать видела очень редко. Самым счастливым временем было время, когда они приходили домой. Иногда папа приносил несколько макаронин, а как-то раз принес цветные карандаши. Он сажал меня на колени и рисовал победный салют. Каждый раз одно и то же.

Я помню, как из окна нашей комнаты на улице Восстания смотрела на дом напротив. Еще недавно он был таким же, как наш, а потом в него попала бомба. И эти черные руины все время были перед моими глазами.

Еще одно яркое воспоминание: мама везет нас на санках к Неве, между нами стоит бидон. В городе не было воды, истощенные люди набирали ее в реке. Мама всегда брала нас с собой, приговаривая: «Если погибнем, то вместе…». Даже звучит страшно, а каково было с этим жить?

А около реки оставались заброшенные огороды, и голодным малышам иногда удавалось выкопать из мерзлой земли луковички. Это было счастьем! Лук отогревали на печке, и его дивный запах наполнял дом. Я до сих пор больше всего люблю аромат жареного лука, от которого другие, не голодавшие, морщатся.

Но такая удача выпадала нечасто, поэтому ели все – обои, клей… От истощения я заболела, и надежды на то, что выживу, почти не оставалось. Но судьба сберегла меня и на этот раз. 30 сентября, когда я впервые за долгое время сказала: «Хочу кушать», моя мама считала моим вторым днем рождения.

После войны в 1948 году отца направили в город Калининград на завод № 8, мама работала там заведующей здравпунктом. Я окончила МВТУ им. Баумана и проработала 48 лет на предприятиях Калининграда. И хотя я живу здесь уже так давно, мое сердце осталось в родном Кронштадте.