Вспоминает Камила Чертова (Бикяшева), Уфа

Я родилась в Ленинграде в 1938 году. Папа был директором магазина, поэтому наша семья, где было четверо детей, жила очень обеспеченно. Мама была домохозяйкой. Мы жили на Большом проспекте, дом 98, квартира 25. Об этом мне рассказывала моя старшая сестра. Я ничего не помню, слишком была мала. Сестра, Сливкина (Бикяшева) Нурния Юсуповна, до сих пор живёт в Ленинграде. Сейчас ей 85, а мне 78 лет.

 

Помню, что у нас была печка. Очень запомнилось, как я держала куклу, и печка топилась. У меня есть фотография, где мы на даче: мама, папа, сестра. Папа меня держит на руках, прижимает к себе. Сестра много раз говорила: «Вот четверо детей было, а папа всегда говорил, что мне этот ребёнок всех дороже. Про тебя он всегда говорил - всех дороже».

 

Когда началась блокада, мне было 3 года. У нас ещё был братик Шамиль и сестрёнка Муся. В блокаду они умерли от голода.

 

На Неву ходили за водой. Я все время просила есть у мамы. Как-то мама пришла и говорит: «Хлеба не дают совсем». И сказала сестре: «Сегодня ночью я умру». Сказала и легла в середине, я с одной стороны, Анна (мы зовём так Нурнию) - с другой стороны. Мама в эту ночь умерла.

 

Сестру какие-то родственники в Ленинграде взяли, ей было 10 лет. А меня отправили в детский дом в Ленинграде.

 

Рассказывают, нас везли по Дороге жизни на пароходе. 

 

Я эвакуировалась, а моя сестра осталась. Я, когда начинаю её спрашивать, она даже говорить не может. Я говорю: «Анна, что было потом, как, чего?» Она: «И не спрашивай ничего».  Я говорю: «Анна, на Пискарёвском кладбище мама, братик». «О чём ты говоришь? Сваливали трупы и сжигали, - говорит, - ведь ты даже не представляешь, что было. Люди идут, падают просто».

 

В июле меня привезли в детский дом, в глухую деревню Домнино, в Ивановской области. Раньше там был барский дом, а потом сделали детский дом. Я там жила до 14 лет.

 

Слава Богу, мне видно суждено было жить. Сестра мне говорит: «Ты вся в болячках была». Когда в детдом меня привезли, я даже помню, что кишки все наружу были, на улице, цинга была, то есть я уже была, видимо, трупиком. Я не знаю, как я жива осталась. 

 

Будучи уже взрослой, я написала письмо в ленинградский архив. Мне прислали справку, что я - Бикяшева Камила Юсуповна, родилась в Ленинграде 14 мая 1938 года.

 

Записала волонтёр Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» 22.12.2016г. Мифтахова Лиля в санатории «Зелёная роща» г.Уфа.