Вспоминает Валентина Павловна Чипиленко, Балашиха
Родилась в Ленинграде в 1932 году и жила в нем по 1943 год. Было нас у мамы трое детей. Одна, самая маленькая сестренка, умерла - заболела, а лекарств нужных было не достать. Самый разгар голода, не знаешь, что искать и где.
Я окончила только что первый класс, когда началась война. Отец ушел на фронт, но пропал без вести. Нам прислали извещение, что его не нашли. Мама стала часто болеть, все выменяла, чтобы не умереть. Я ходила, отоваривалась по карточкам, когда выдавали. Однажды на последние талоны выкупила хлеб, а меня подстерег ремесленник. Когда я зашла в парадную, он выхватил сеточку. Я закричала, выбежали соседи. Но его и след простыл.
Потом стали нас из дома эвакуировать - дошла очередь и до нас. Так мы с горем пополам были направлены в город Камышин, но многих не довезли, ведь многие болели и умирали. Так и маму сняли с поезда и отправили в больницу, а нас собрали всех и отправили по детдомам. В Саратове мама умерла, я осталась одна.
Жила в детдоме до 1947 года, откуда нас направили в Балашиху на хлопкопрядильную фабрику, так как после войны некому было работать. Нас, 14-летних девочек, обучали женщины, которые остались на фабрике. Жили мы в общежитии. Было всякое. Не хватало на питание, пока были учениками, норму не делали, но постепенно работу освоили. Окончила 7 классов, освоила профессию прядильщицы, проработала на фабрике 25 лет.