Вспоминает Тамара Никитична Лопухова, Ярославль.

Из письма в Ярославскую общественную организацию «Жители блокадного Ленинграда»:

Родилась и жила я в Ленинграде, с матерью и отцом, еще была сестра старшая. Настоящий год рождения  у меня 1930, а по паспорту – 1929.

Помню, как горели Бадаевские склады, как бомбили, как наши зенитки обстреливали вражеские самолеты. Когда жили с мамой, свободно ходили по улицам во время бомбежки, не боялись. Потом мать умерла, а отец еще раньше  матери. Моя старшая сестра на фронте была фельдшером. Когда мать умерла, сестра определила меня в детский дом №68 Красногвардейского района. Это было 11 апреля 1942 года.

Там были столы, скамейки и даже кроватки маленькие. Наш детдом находился рядом с мясокомбинатом, кругом забор, мы в промеж забора протягивали ручонки детские. Лазали на мясокомбинат за кишками, просили и нам давали. Мы отдавали кишки воспитателям, они их промоют, сварят и дают детям. Все отходы с мясокомбината детям доставались.

Эвакуировали нас в июле 1942 г. сначала в Ивановскую область. Но в Иванове мы так и не были, дорога на Иваново была закрыта, и нас на баржах везли через Ладожское озеро в Ярославскую область.  Нас переправляли на двух баржах: на одной дети, на другой одежда и питание для детей. Нас начали обстреливать и бомбить, как только отплыли от берега. Небо сливалось с водой. И мы возвращались обратно к берегу. И не один раз так получалось. Наконец прорвались к озеру Рыбинска, баржа с вещами затонула, а с детьми добралась до Рыбинска. Встретили очень хорошо. Народ навстречу бежал, помогал кто чем мог. Нам много еды не давали, а  то умрем. Были истощены очень.

В с. Ермаково Пошехоно-Володарского района попала в детский дом №73, там много было групп. В детском доме лен теребили, лекарственные травы собирали. Было приусадебное хозяйство. В селе была школа, в которую нас поселили. Жизнь, учеба и воспитание – все в школе. Детей много было, детский дом находился возле леса, по ночам ходили волки, сторожи ходили с колотушками для отгона волков (колотушка с шариками, стучит). Одевали нас по-разному, формы не было. Носили  кто в чем приехал, а позднее кто что давал с фабрик.

Летом 1943 г. поступила на учебу в ФЗО фабрики Красный Перевал г. Ярославля.

По материалам Центра документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО).