Вспоминает Галина Сукманова (Евтигнеева), Пушкино
Я родилась в Ленинграде по адресу ул. Советская, д. 11, кв. 16 за год до начала Великой Отечественной войны. Наша семья на тот момент состояла из четырех человек – мама, папа, брат (1938 года рождения) и я.
Папа ушел на фронт, у мамы остались на руках двое маленьких детей. Началась блокада, город был без продовольствия и тепла. Папа в своих письмах к маме настаивал на эвакуации, но она не могла решиться из-за моего слабого здоровья (дистрофия), боялась, что я умру в дороге. Со слов мамы, я была настолько слаба, что моя голова лежала на плече. Брат был покрепче.
Но потом мама все же решилась уехать из Ленинграда. Взяв самое необходимое, мы эвакуировались 10 июля 1942 г. эшелоном №113 в Чувашскую ССР. Остановились в деревне Мачамуши Вурнарского района. Мама стала рядовой колхозницей. Уходя на работу, оставляла нас, детей, одних. Однажды придя с полей, она нашла меня всю в крови. Оказалось, что разбили зеркало (подрались с братом), и осколком брат порезал мне лицо и руку. А брат на всю жизнь остался заикой от испуга, когда на него набросился хозяйский петух и заклевал.
Прожили в эвакуации до 22 апреля 1944 г. Блокада Ленинграда уже была снята, мы возвратились из Чувашии в родной разрушенный город. Наш двухэтажный дом стоял целехонький. До блокады мы занимали две комнаты, а после эвакуации – одну 13-метровую. Там прошли мои детство и юношество.