Вспоминает Виктор Николаевич Семенов, Ярославль

Из письма в Ярославскую общественную организацию «Жители блокадного Ленинграда»:

Я, Семенов Виктор Николаевич 1933 года рождения, родился в городе Ленинграде по улице Большая Подьяческая дом №23, кв. №23. Где и прожил с матерью и бабушкой до начала войны. Моя мать Семенова Елизавета Александровна 1911-го года рождения была в блокадном городе до самого прорыва блокады. За что и была награждена медалью «За оборону Ленинграда» в 1943 году. Моя бабушка Зимогорова Евлампиада Александровна с начала войны уехала из Ленинграда в деревню под город Тутаев, где и находилась до лета 1944 года. Мать и бабушка в настоящее время похоронены в городе Ленинграде.

А что касается отца, то он был с матерью разведен с 1937 года и жил с развода и до конца своих дней в городе Владивостоке.

Моя жизнь до начала войны была на домашнем воспитании бабушки и матери. С отъездом бабушки, в начале войны, моя мать оформила меня в детский сад. В связи с переходом рабочих по строительству оборонительных сооружений на казарменное положение, наш детский сад был переведен на режим детского дома. Размещался он на моей улице где-то около перекрестка улицы Садовой и Большой Подьяческой. Численность остававшихся  там детей была где-то 30-35 человек.

Остальных забрали родители и вывезли из города до начала блокады. Первое время нас держали в помещении детсада, а позже, где-то через месяц-два, перевезли с военными в какую-то квартиру из 4-х комнат на первом этаже с видом из окон на бывшую школу, превращенную в госпиталь. Где это было, я не могу сказать. Знаю только, что это было не очень далеко от нашего бывшего садика.

Мать меня, да и другие родители, нас не навещали. Нас, детей, на улицу не выпускали и всё время мы находились в этой квартире. Нас обслуживали 4 воспитательницы, а под конец нашего пребывания с нами осталось только 2 воспитательницы. Жизнь в этой квартире проходила до того однообразно, что в моей голове до сих пор нет каких-либо воспоминаний, кроме того, как я лишился девочки по имени Майя, с которой я очень дружил.

В один из дней она не смогла встать с постели, как я ее ни тормошил. Позвал одну из воспитательниц, и она меня заверила, что Майя заболела, и ее надо положить в отдельную маленькую комнату, что у выхода из квартиры. Что и было сделано двумя воспитательницами. После этого я эту девочку больше не видел, а когда спрашивал,  где она, мне старшие отвечали, что она в больнице.

 

По материалам Центра документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО).