Вспоминает Людмила Грибкова (Варгунина), Санкт-Петербург
Я, Грибкова (Варгунина) Людмила Ивановна, прекрасно помню войну. Мы жили в Ярославской области, очень близко от Калининской области, где уже были фашисты, поэтому на небе были видны вспышки от разрыва снарядов. Рыли окопы, на полях ставили «ежи». Не хватало еды, не было обуви, одежды, в школе делали тетради из старых газет, не у всех были ручки.
Круглый год помогали в колхозе: убирали картофель, лён, лущили лён, раскладывали стебли по лугам. При оформлении пенсии эта работа не вошла в трудовой стаж. В собесе мне сказали, что согласно действующему законодательству, трудовой стаж начисляется только с 14 летнего возраста, и для этого нужно официальное подтверждение. Но кто в то тяжелое для страны время думал о справках? Работали все, кто мог стоять на ногах: и стар, и млад.
В 1950 году приехала в Ленинград. Сажала много раз деревья в парке Победы на Московском проспекте. Училась. В 1954 году начала работать в школе учителем. Народному просвещению посвятила всю жизнь - 54 года. За трудовую жизнь богатств не нажила, кроме болезней.
Награждена медалями «В память 250-летия Ленинграда», «В память 300-летия Санкт- Петербурга», «Ветеран труда».
Мои прадеды, Варгунины, приехали в Петербург в 18 веке. Они были крепостными
крестьянами, но получили вольную до отмены крепостного права. В Петербурге занялись
торговлей. Сергей Амвросиевич и Александр Амвросиевич добились больших успехов: первый имел кирпичные заводы за Невской Заставой, а второй — 100 лавок (магазинов) и дом на ул. Садовая, 35.
Мой прадед таких успехов не имел, работал в магазине брата (Иван Амвросиевич). Мой дед, Алексей Иванович, служил в драгунских войсках в Санкт-Петербурге, а затем
занимался торговлей. Он погиб в Февральскую революцию 1917 года. Бабушка с тремя детьми, младшим был мой отец Иван Алексеевич, уехала в Ярославскую область, около Ростова Великого. Там была крестьянкой, а затем колхозницей.
Её дети Анна Алексеевна и Николай Алексеевич вернулись в Ленинград в 1923 г. к
дяде Николаю Ивановичу.
Николай Алексеевич учился на Рабфаке. Затем в институте им. Герцена на
химическом факультете, работал на железной дороге и учился. После окончания стал работать во II медицинском институте преподавателем химии. Эвакуировался вместе с институтом по Дороге жизни в 1942 году. Сначала в Пятигорск, а затем возглавил пеший эшелон преподавателей и студентов в Красноярск. Он был одним из организаторов Красноярского медицинского института, бессменным руководителем кафедры неорганической и аналитической химии, талантливым педагогом. .
Анна Алексеевна (тетка) проработала всю жизнь в трамвайном парке им. Смирнова. Сначала в депо служила табельщицей. Перед войной стала работать револьверщицей в заготовительном цехе. Одной из характерных черт Анны Алексеевны являлась всё видеть, знать. Поэтому вскоре стала токарем шестого разряда. Выполняла нормы на 150-200% . Её продукция шла без проверки отдела технического контроля. Всю блокаду была в Ленинграде. Подготовила много учеников. Она состояла на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии.
Награждена медалями: 15.06.1943г «За оборону Ленинграда»; 23.03.46г «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»; 19.09.1957г. «В память 250-летия Ленинграда»; 7.07.75г «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».и т.д. Ветеран труда.
Мой отец (Иван Алексеевич), закончил Московский Государственный институт истории, философии и литературы. Ему присвоена квалификация научного работника в области истории преподавателя вуза. С 24 лет до 65 лет проработал директором средней школы в Ярославской области. Вся семья Николая Ивановича Варгунина погибла в блокаду от голода.
Обо всех остальных многочисленных родственниках, которые жили в Петербурге и много сделали для города, были потомственными почётными гражданами этого города.
Бумажная фабрика Варгуниных была первым предприятием, созданным на правом берегу
Невы; мы ничего не знаем. Октябрьский переворот 1917 года разметал всех в разные стороны, лишил всего нажитого. Люди боялись общаться.
Мой муж, Грибков Николай Дмитриевич, после окончания семилетки пошёл учиться в РУ№1 при Судостроительном заводе. 5 июля 1941 года он добровольно вступил в Ленинградскую Армию Народного ополчения (ЛАНО) через Октябрьский Райвоен-комат г. Ленинграда. Ему было 16 лет, но он прибавил два года. В Летнем саду формировался Особый истребительный батальон №1. Во главе стоял полковник Алмазов А. Н. ;
Много было ополченцев Октябрьской дивизии ЛАНО (судостроители). Так он стал бойцом второго взвода третьей роты, командиром был студент института Лесгафта Шустарович, он погиб в первом бою.
Истребительный батальон прибыл первым в город Олонец. Был пеший переход из города Олонец в поселок. Видлица. 19.07.41г. - финны прорвали оборону. Командование поставило задачу задержать наступление противника. Здесь Николай Дмитриевич принял своё первое боевое крещение.
Участие на фронтах Великой Отечественной войны:
участвовал в прорыве блокады под Волховом;
Северо-западный фронт с 22.07.41г.- 15.01.42г. - стрелок;
Карельский фронт с 26.01.42г.-05.09.44г. – командир пулеметного расчета;
Второй белорусский фронт 29.01.45г.-09.05.45г. - командир отдельной, артиллерийской разведки.
Несколько раз был ранен: в кисть левой руки и левого бедра, контузия с порезом ^ левого отводного нерва левого глаза, проникающее ранение левого локтевого сустава.
Войну закончил в Германии. Закончил военное училище, получил звание офицера. До декабря 1955 года служил в Германии, а с 10.12.55г. - заместителем командира батареи зенитно-артиллерийского \полка Уральской армии ПВО. 4.02.57г. уволен в запас.
С 1.09.57г. по 20.06.62г. учился в Ленинградском Инженерно-строительном
институте, а затем работа на должности инженера во ВНИПИЭТе. до выхода на пенсию.
Награжден орденами: «Славы III степени», «Красной звезды», «Отечественной войны I степени». Медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945гг.».
Юбилейными медалями: «20 лет Победы», «30 лет Победы», «XXX лет Советской
армии и флота», «40 лет Победы», «50 лет вооружённых сил СССР», «60 лет вооружённых
сил СССР», «Ветеран труда», «Ветеран труда ВНИПИЭТ».
Житейскую зрелость, знание жизни дала ему трудная биография.
Николай Дмитриевич был строгим, требовательным к себе и людям, но с добрым,
отзывчивым сердцем.