Вспоминает Алла Васильева (Иванова), Санкт-Петербург

Я, Васильева Алла Алексеевна, родилась 24 января 1937 года на наб. Кутузова, дом 34. На начало войны мне было четыре с половиной года. Отец, Иванов Алексей Васильевич, всю войну был на фронте (летчик, капитан). Мама, Иванова Клавдия Ивановна, до войны – учитель математики. Во время войны работала в военно-механическом институте, переоборудованном в военное предприятие, награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Мы с мамой все 900 дней блокады были в Ленинграде. Мои детские впечатления и воспоминания: репродуктор (черная тарелка) на стене, стук метронома, голос диктора: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Звук сирены. Свист снарядов. Разрушенные дома. Первое время мы спускались в бомбоубежище, потом перестали. Было очень холодно и все время хотелось есть. За дровами для буржуйки ходили с саночками к Смольному. Воду доставали в Неве. Самая страшная была зима 1941-42 года. Транспорт не ходил. Мама однажды, когда шла пешком на работу, присела передохнуть и чуть не замерзла, спасли добрые люди. Тогда нам дали на временное проживание маленькую комнатку при « Военмехе». Хозяин комнаты, аспирант, был на фронте. Несмотря на холод, мама не сожгла ни одного листочка из его рукописей, хотя все стены были в стеллажах с книгами и записями. Я видела, как вернувшийся с фронта хозяин комнаты, целовал маму за сохранность его трудов и книг.

Помню, что летом собирали лебеду и крапиву, и это помогало выжить. Помню  их вкус …. Помню, как нас, воспитанников детского сада возили в госпиталь на Исаакиевской площади, и мы там выступали с песенками, стихами, танцами перед ранеными. Видела, как упал в Неву подбитый самолет. Помню, как мы с мамой ходили в кино и смотрели фильм «Антоша Рыбкин». Помню салют в честь полного снятия блокады Ленинграда. Для меня это самый красивый, незабываемый салют. Мы с ребятами бегали по льду Невы и старались поймать остатки от ракет. Помню, как вели пленных немцев по улицам Ленинграда и как они разбирали завалы разрушенных ими домов, и восстанавливали их.

Неизгладимое впечатление на меня произвело посещение музея Обороны Ленинграда, как только он открылся. С благоговением чту блокадное братство, поэтому вступила в члены общества жителей  блокадников Ленинграда, как только оно было образовано, а затем стала и членом общества «Дети Блокады – 900».