Вспоминает Астра Рябова, Дмитров
Зимой 1942 года маленькую Астру по «Дороге жизни» эвакуировали из Ленинграда.
«Точно не помню, когда нас вывезли, но было холодно, – рассказывает она. – Все вагоны были заполнены, ехали только дети примерно моего возраста, без родителей. Поезд часто бомбили. Помню, раздавался крик: «Скорей из вагона!» - и все прятались под елки».
Вот что помнит Астра Николаевна о своей жизни в эвакуации: «Привезли нас в село Успенское Кировской области. Там мы пошли в школу. Местные жители нас баловали: кто морковку даст, кто еще что-нибудь, одевали. Ребята обязательно приносили кусочек хлеба.
Сами мы за шесть километров ходили пешком – носили хлеб стройотряду, а если кто корочку отломит - получит как следует. Еще мы работали на кухне: картошку чистили...
А голодные были все время. Нам давали кусочек хлеба, но мы старались его не сразу есть – корочки клали в банку с водой, а вечером – в печку. Там хлеб размокал, раздувался, и получалась целая буханка! Весной ели зелень: вытащишь корешок, протрешь – и ешь.
А еще воровали. Когда тепло было – как спать уложат, воспитатель уйдет, мы потихоньку выходили – и в поля. Зимой в сапоги продукты, которые стащим, прятали…».
Астра Николаевна вспоминала, что эвакуированные дети были не единственными «гостями» села Успенское. Сюда приезжали люди из западной Украины и западной Белоруссии, не только дети, но и взрослые. «Помню, даже были оперные певцы», – рассказывает она.
В Кировской области Астра Николаевна пробыла всю войну. После Победы пошла в школу (ее приняли только во второй класс), окончила 10 классов. Учась в выпускном классе, стала работать лаборантом в Институте экспериментальной медицины: «Отношения с профессором были очень добрые – он отправлял меня на полезные лекции, заставлял уроки делать». Потом девушка поступила на вечернее отделение института.