Вспоминает Мария Зубкова (Шадрина), Юбилейный.

Родилась в Ленинграде и жила на Тамбовской улице с мамой и папой. В семье было четверо детей. Война застала на даче в Гайтолово. Через несколько дней после начала войны приехал отец и увёз их в Ленинград с запасом продуктов и двумя мешками домашних сухариков для собаки, которые они привезли на лето, и всем скарбом (домашние старые вещи (разг.) – прим.ред.). Он добровольцем ушёл на фронт.

В июле 1941 года были введены продовольственные карточки. Нормы отоваривания были достаточно высокими: по рабочим карточкам 800 граммов, дети и иждивенцы — 400 граммов (хлеба). Люди даже не весь хлеб выкупали. Мама выкупала всё. Она выросла в деревне, пережила голод и привыкла делать заготовки, сушила сухари.

8 сентября 1941 года началась блокада, норма хлеба снижалась пять раз. С 20 ноября рабочие получали 250 граммов, а остальные — 125 г. Наступил голод. Особенно тяжело было с ноября 1941 по февраль 1942 года. Продуктовые запасы в семье иссякли, но мама спасла детей. Выручило её умение вести хозяйство и её сухарики.

Когда стало совсем худо, брат Борис (12 лет) сказал Маше: «Сядем есть, смотри: мама ложку — и ты ложку, мама не ест - и ты не ешь. Катька (сестра 6 лет) пусть ест - она маленькая». Трёхлетнему брату Лёвушке наливали в отдельную чашку.

Семья выживала, спасаясь и спасая друг друга, по блокадному закону: мама спасала детей, а её саму спас брат.

В семье было негласное табу: никогда не говорили о блокаде. Но все члены семьи до сегодняшнего дня помнят, как было холодно, голодно и страшно.

И всё же в эту суровую зиму 41-42 года для детей в Ленинграде устроили новогоднюю елку. Об этом событии Мария Алексеевна помнит до сих пор. Чудо-праздник с необыкновенно вкусным обедом: густой перловый суп, пшённая каша, сладкий компот. Да ещё и подарок: сухарь, пряник и мандарин — необыкновенно вкусные лакомства для детей блокадного Ленинграда.

Но голод есть голод. Младший брат перестал ходить, слёг и Борис. Тела детей и матери покрылись язвами от голода. Было больно, да ещё приходилось бороться со вшами. Эвакуироваться самостоятельно семья не могла. 14 апреля 42 года брат отца вывез их по «Дороге жизни» из Ленинграда. Отец воевал.

Вернулась семья в Ленинград в июне 1945 года.

А сейчас Мария Александровна Зубкова - председатель общества блокадников г. Юбилейного. Награждена знаком «Житель блокадного Ленинграда», медалью «Ветеран труда», «Заслуженный ветеран Подмосковья», почётным знаком «За содружество», имеет множество грамот. Одна из них такого содержания: «За сохранение исторической правды о героических жителях и защитников блокадного Ленинграда».