Вспоминает Валентина Куликова, Одинцово
Валентине Куликовой почти 90 лет, но в ее памяти, до сих пор летящие с неба осаждённого города бомбы, а вместе с ними листовки на русском языке: «Ленинградские матрёшки, не бойтесь бомбёжки, доедайте бобы, готовьте гробы».
Валентине было 16 лет, когда тихо от голода умерла мать. Ее тело дочь, как смогла, зашила в простыню и с помощью одноклассника, погрузив на санки, отвезла на Преображенское кладбище. Удалось похоронить в братской могиле. И это было везением, потому что очень немногим удавалось хоронить тела своих близких.
Осталась одна. Как-то проходя по улице (к счастью, ещё были силы ходить), увидела объявление о курсах медсестёр. Прибавила себе год, и её взяли. А дальше работала в полевом передвижном военном госпитале, получила ранение. Потом было назначение санинструктором в трофейную роту. Кто не знает, бойцы трофейных рот первыми заходили в занятый нашими бойцами город, часто ещё до конца не разминированный или только что освобождённый частями.
Санинструктор Малышева (девичья фамилия Валентины Ивановны) выносила из огня раненых, была живой мишенью для засевших снайперов, первой пробовала воду из колодцев. Снова была ранена. Все перипетии хранят страницы красноармейской книжки, которую каким-то чудом Валентине Ивановне удалось сохранить.
К окончанию войны ей было 18 лет. А в 1946 году она вышла замуж за фронтовика-пограничника Александра Куликова. Они прожили вместе длинную счастливую жизнь.