Вспоминает Полина Константинова, Люберцы

Детская память — самая крепкая. Даже став взрослым, спустя много лет, человек до мельчайших деталей помнит, что с ним происходило в детстве, особенно, если юные годы были опалены войной.

Родилась я в Ленинграде, на Петроградской стороне, окна нашего дома выходили на Ситный рынок. Когда началась война, мне было 2 года. Отца забрали на фронт, а мама осталась с тремя детьми в Ленинграде.


С августа в небе начали кружить фашистские самолеты, сбрасывая бомбы на город. После очередной бомбежки сгорели Бадаевские продовольственные склады. В зоопарке снарядом убило слона, сгорел кинотеатр «Великан», в парке имени Ленина был полностью разбит любимый детский аттракцион - американские горки. Население города, совместно с военнослужащими, рыло окопы, возводило доты.


В комнате у нас была высокая, до потолка, кафельная печь с витой блестящей медной дверцей - она и сейчас стоит перед глазами. На какое-то время она стала нашей спасительницей, спасала от холода, вселяла надежду. Но вскоре кончились дрова, и ее нечем стало топить. Приходилось использовать «буржуйку». В ход шли мебель, книги, предметы обихода, всё, что могло гореть.


В декабре 1941 года на мамину рабочую карточку давали 250 г. хлеба, на детскую, иждивенческую, — в два раза меньше. Воду привозили на саночках с Невы. Получить хлеб по карточкам и доставить домой воду входило в обязанности старшей сестры Гали, которой на тот момент едва исполнилось 13 лет. Она вместе со своими сверстниками дежурила на крыше, сбрасывала вниз бомбы-«зажигалки».


Электричества в доме не было, поэтому люди пользовались коптилками. Окна давно уже затянули половиками, так как все стекла оказались выбиты после артобстрелов и бомбежек.

Брату Олегу было 12 лет, он всю войну проработал на огородах в Новой деревне. Трудился по субботам и воскресеньям, в каникулы, когда не было занятий в школе. Осенью с ребятами расплачивались свежими овощами. Очень гордый, Олег приносил домой сумки с капустой, картошкой, морковкой... Это была существенная поддержка для всей нашей семьи. Мы ведь тогда все страдали дистрофией, ходили с бледными лицами. Эта особая «блокадная» бледность у многих сохранилось на долгие годы. Мама после войны прожила совсем немного - дали о себе знать последствия голода и лишений.


С 1943 по 1945 год меня водили в детский сад, который располагался возле машиностроительного завода имени Макса Гельца - там работала моя мама. Мы, малыши, часто выступали перед ранеными в госпиталях. Помню, я рассказывала стихотворение, в котором говорилось о скорой победе, о возвращении папы домой. Но вдруг забыла слова и от огорчения заплакала. Один из раненых подошел ко мне, погладил по голове, дал кусочек сахара. Я успокоилась и дочитала свое стихотворение до конца.


27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.В городе состоялся изумительный салют! Россыпи огней в небе были видны со стороны Петропавловской крепости, Васильевского острова, кораблей на Неве.


В сентябре 1946 года я поступила в школу № 87 Петроградского района. Напротив нее немецкие военнопленные восстанавливали разрушенное здание, а мы во время перемены подбегали к ним и кричали в лицо «Гитлер-капут!». Но немцы относились к этому спокойно.


Запомнились слова учительницы Екатерины Дмитриевны, которая урок начинала строкой из стихотворения Джамбула Джабаева: «Ленинградцы - дети мои! Ленинградцы - гордость моя!». Эти слова и сейчас помогают мне жить и бороться со всеми жизненными трудностями.

В 1959 году я поступил в Ленинградский химико-фармацевтический институт. В 1962 году выпита замуж за лейтенанта Эрика Сергеевича Константинова, который проходил службу в Кубинке. Пришлось перевестись в Первый медицинский институт имени Сеченова, который окончила в 1964 году с дипломом провизора, организатора фармацевтического дела.


Через два года поехала с мужем в Афганистан, куда его направили в служебную командировку. Потом мужу дали новое место службы - в Люберцах.


С 1971 года я работала в аптеках города. Затем поступила на работу химиком-аналитиком в Государственный научно-исследовательский институт горно-химического сырья. С 1976 года трудилась в аптеке в/ч 75360, и по настоящее время работаю в 13 ГОС НИИ ЭРАТе (я его так по старинке называю).


Награждена памятными знаками: «Жителю блокадного Ленинграда» и «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (его уже вручали в Санкт-Петербурге). Есть у меня также медали, почетные грамоты.


Что пожелать молодому поколению? Любите Россию, берегите Россию! Берегите мир! Будьте милосердны!
Будьте мудрыми и внимательными по отношению к пожилым людям. Счастья вам и здоровья!