Вспоминает Владимир Дымников, Балашиха
Родился 13 декабря 1929 года на Петроградской стороне города Ленинграда. В 1949 году окончил в Ленинграде десять классов средней школы и поступил в Ленинградское военно-инженерное училище им. Жданова. С 1952 по 1956 год служил командиром саперного взвода в группе советских войск в Германии. 1956 году поступил в Военно-инженерную академию им. Куйбышева (г. Москва) и окончил ее в 1961 году. С 1961 по 1978 гг. служил на Центральном командном пункте войск ПВО России. В 1978 демобилизовался в звании полковника и работал в системе КЭУ города Москвы.
Некоторые моменты из моей жизни в блокадном Ленинграде
В сентябре 1941 года немецкие войска окружили Ленинград. До этого момента на город не упало ни одной бомбы. Над городом ночью и днем летали только разведчики, а вот 8 сентября примерно в 4 часа дня началась воздушная тревога и через 15-20 минут мы (мальчишки во дворе нашего дома) услышали гул далеких разрывов бомб. Забравшись на чердак нашего дома, мы увидели огромное зарево в той стороне, откуда раздался гул разрывов. Враг бомбил наши стратегические Бадаевские продовольственные склады. Закончив бомбёжку, целая армада самолетов чётким строем пролетела над городом, продемонстрировав нам свою силу. С этого дня каждую ночь город подвергался бомбежке по нескольку раз. Жители каждую ночь в течение сентября-октября месяцев проводили в бомбоубежищах.
В ноябре месяце нелётная погода помогла прекратить бомбовые налеты на город, но враг стал обстреливать город из дальнобойной артиллерии, продолжая разрушать город. К этому времени были обесточены жилые дома, перестала подаваться вода в квартиры, в окнах домов были выбиты стекла (их заменила фанера). Для обогрева квартир дров не было, в комнатах устанавливали железную печку (Буржуйку). Задача жителей это время заключалась в следующем:
- достать топливо для буржуйки (деревянные части разрушенных домов);
- доставать воду (мы ее брали в Неве и в бидонах на санках привозили домой).
Так как взрослые здоровые жители работали на заводах (работа для фронта), то домашнее хозяйство ложилось на стариков и детей. Тяжесть проживания жителей увеличивалась с наступлением в городе голода. Самые тяжелые месяцы голодного проживания: декабрь, январь, февраль, а вот к концу марта продовольственный паек увеличился до нормальных размеров.
Город от голодной смерти спасла «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро по льду, по которой с продовольствием двигались караваны грузовых автомобилей, а в летнее время - грузовые баржи. А из города вывозили обессиленных от голода людей: стариков и детей. Несмотря на тяжелейшее положение жителей города, никаких панических настроений не было. Подавляющее большинство жителей было уверено, что враг будет разбит и город будет освобожден от блокады.